Я - ТЕАТР. Фестиваль автофикшна в Театре.doc

12 мая 2025 г.
Я - ТЕАТР. Фестиваль автофикшна в Театре.doc
  • О событии
  • Пресса

Театр.doc
1 – 6 июля 2025 
площадка «DOC на Лесной» 

Театр.doc проводит фестиваль автофикшн – работ в новом направлении современного театра, которое смыкается с литературным автофикшном и документальным театром. 

Авторы автофикшн исследуют и конституируют себя через театр, опираясь на личный опыт и воображение, а Театр.doc при помощи фестиваля исследует сам себя – рассматривает новое проявление документального театра и ищет в нем ресурс собственного развития. 
Но не только. 

Фестиваль в Театр.doc планируется как регулярный. Собирая автофикшн в фестиваль, мы хотим придать вес отдельным голосам, личным травмам, вымыслу себя, красоте многообразия.

В программе первого фестиваля семь спектаклей из Санкт-Петербурга, Калининграда и Москвы, круглый стол и мастерская Артема Томилова с публичным показом в финале.
Да, и еще два спектакля за тактом фестиваля – в июне. 

Программа:

1 июня 
18.00, Док на Лесной, Зал на втором
«Андижанская полька» Романа Егорова, «Твой театр», Ташкент

17 июня
Начало Мастерской автофикшн-театра Артема Томилова «яяя»

27 июня 
20.00, DOC industrial
«Все будет чики-пуки» Ольги Лапиной-Нейман, режиссер Александр Эр

1 июля 
17.00, Док на Лесной, Зал на втором
Круглый стол «Точка сборки». Регистрация  

19.00, Док на Лесной, Верхний зал
Открытие фестиваля. Премьера «Я не Йоко Оно» Наргисы Абдуллаевой

21.00, Док на Лесной, Зал на втором
«ЛайкаРоллингСтоун» Александра Савчука

2 июля
19.00, Док на Лесной, Верхний зал 
«Настройщик». Перформативный видеопоказ Артема Томилова

3 июля
19.00, Док на Лесной, Верхний зал
«Про Аню Политову, которая хотела любить» Театр.doc

4 июля 
19.00, Док на Лесной, Зал на втором
«Событие» Артема Томилова и Алены Митрошиной

5 июля 
19.00, Док на Лесной, Верхний зал
«Хор идентичностей» Зары Демидовой, режиссер Карина Бесолти, Калининград

6 июля
16.00, Док на Лесной, Зал на втором
Показ мастерской «яяя» Артема Томилова

19.00, Док на Лесной, Верхний зал
«Лес. Ангелина» Ангелины Засенцевой, Санкт-Петербург

А теперь подробней:

«Андижанская полька» Романа Егорова, «Твой театр», Ташкент
Когда-то ташкентец Роман Егоров пытался войти в театр с документальной пьесой про трагедию в Андижане. Но эта тема табуирована в Узбекистане, а у отборщиков российских конкурсов пьеса не нашла отклика. Годы спустя Роман рассказывает о себе и своем страхе – и его получасовой рассказ оказывается не менее убедительным документом национальной травмы, чем хроники и свидетельства участников.  

«Все будет чики-пуки» Ольги Лапиной-Нейман, режиссер Александр Эр
Ольга Лапина-Нейман – актриса, певица, поэтесса, и еще она отчаянно смелая женщина. Она нашла в себе смелость (и нашла слова) чтобы рассказать о своей алкогольной зависимости и спасении с третьей попытки. Спектакль был предложен Доку режиссером Александром Эром в программу «Свободное место» – и мы решили не только показать эту работу зрителям, но включить его в программу «я – театра».

«яяя». Мастерская автофикшн-театра Артема Томилова
Пионер автофикшн-театра, режиссер, перформер и концептмейкер Артем Томилов  с 17 июня по 6 июля в мастерской для десяти людей со сценическим опытом поделится своим пониманием автофикшн-театра, после чего на две недели участники погрузятся в литературу автофикшн, попробуют выявить ее свойства, найти эквиваленты этих свойств в театре, напишут свои тексты и поставят небольшие спектакли для показа 6 июля на фестивале «я-театр». 

Круглый стол «Точка сборки: что такое автофикшн в современном театре?»
Мейкеры, кураторы и критики будут говорить о театральном автофикшне, его генезисе и сегодняшней практике. Мы пригласили к участию в разговоре Артема Томилова, Кристину Матвиенко, Элину Петрову и участников фестиваля. Модерировать его будет критик из Санкт-Петербурга Александрина Шаклеева. 

Рассчитываем, что в разговор вступят и зрители, которым наверняка и самим есть что сказать на тему – пока театр раскачивался, литературный автофикшн стал мейнстримом.  

«Я не Йоко Оно» Наргисы Абдуллаевой
У известной доковской актрисы Наргисы Абдуллаевой был опыт автофикшн в спектакле Анастасии Патлай и Наны Гринштейн «Неформат». После трехлетнего перерыва она возвращается в театр с переработанным для сцены стендапом и говорит про абьюз, мышление миллионерки, онаниста, которому она в детстве подарила кусок торта, про засос на животе, интервальное голодание («есть деньги - ты ешь, нет денег – не ешь»), а в конечном счете – про перепридумывание себя в сорок три года.  

«ЛайкаРоллингСтоун» Александра Савчука, Санкт-Петербург
Усть-Илимск, где паяльными лампами прогревали днища машин и в комок ходили как в музей, «Турбо», Дэвид Боуи в Барабинске, выступление на «Утренней звезде» во время августовского путча. «Там, в девяностом, было ощущение, что еще немного перетерпеть, и начнется что-то космическое», – Александр Савчук, режиссер и создатель независимого театра Lusores, ставит пластинки, которые его сформировали, со смешком комментирует песни и вспоминает, и как бы сама собой в его рассказе возникает перспектива – между «Однажды гостила в чудесной стране» Агузаровой и песней Мориссона, под которую со сценической площадки уходит свет: «This is the end, my only friend, the end». 

«Настройщик». Перформативный видеопоказ Артема Томилова
В 2023 году Артем Томилов и Павел Дорохов сделали в Санкт-Петербурге автофикшн «Настройщик» – о том, как Паша, будучи активным участником театральной жизни, случайно стал обладателем бизнеса – руководителем компании по настройке пианино. Тот спектакль повторить нельзя – он был сайт-специфическим. Но повторить очень хочется – тем более сохранилась хорошая запись спектакля. Артем придумал совместно со зрителями смотреть видеозапись, окутывая ее своим реальным присутствием и перформативным действием здесь и сейчас.

«Про Аню Политову, которая хотела любить» Анны Политовой, Любови Степанюк, Марины Топорковой, Алексея Гусарова, Ольги Лосевой, Любови Горбатовой
Автофикшн, выросший  из проекта режиссера Гарольда Стрелкова «Мифологика». Режиссер и актеры исследовали, как проявляют себя архетипические сюжеты в реальной жизни. В процессе постановки сказочный сюжет «Сопливого козла» полностью совместился с реальными событиями. В спектакле на сцену выходит актриса Анна Политова и вместе с партнерами рассказывает историю о том, как проигрался сюжет этой сказки в её жизни. 

Все тексты написаны самими актерами про себя,  процесс редактирования монологов продолжается, их смыслы уточняются, обретая все большую силу.

 «Событие» Артема Томилова и Алены Митрошиной
Процессуальный комментарий Артема Томилова и Алены Митрошиной к двум романам Анни Эрно – гранд-дамы автофикшна и нобелевской лауреатки «за храбрость и клиническую точность, с которой она вскрывает истоки отчужденности и коллективные ограничения личной памяти».
Первая версия спектакля была представлена в феврале. Какой будет вторая – неизвестно. Постоянен в спектакле только базис – тексты Эрно, а восприятие этих текстов, окружающую действительность и свою реакцию на действительность Артем и Алена не берутся предсказать.

«Хор идентичностей» Зары Демидовой, Калининград
Актриса, мама маленького мальчика, дочь алкоголика, черная женщина в России, – Зара Демидова исполняет хор своих идентичностей, вжавшись в стену и заложив руки за спину. На вопрос «кто я?» своим спектаклем она отвечает также, как отвечает на вопрос сына Вани: «ты – больше». В хоре идентичностей различимы голоса участниц проекта, живущих в разных городах и странах – автора идеи Елены Саморядовой, Фати Бесолти, создавшей волнующий саунд, продюсера Юлии Чуриловой и режиссера Карины Бесолти, создавшей для Зары партитуру речитативов и скороговорок.   

«Лес. Ангелина» Ангелины Засенцевой, Санкт-Петербург
Спектакль Ангелины Засенцевой вырос в «Лесу» Бориса Павловича – это проект-грибница, в котором ридинги текстов философа Владимира Бибихина вылились в серию автофикциональных спектаклей по всей стране. Ангелина для своей работы выбирает саму себя. Разбирая на атомы своё имя, родословную, географию своих перемещений по России, Ангелина поверяет свою гармонию (вернее, дисгармонию) алгеброй вопросов Бибихина из его книги «Узнай себя».
Постепенно сеанс медленного чтения превращается в суровый реквием покорителям Сибири, надеждам поколения и вообще манифестом русской жизни навстречу смерти. 

Все мероприятия фестиваля пройдут на площадке «DOC на Лесной» по адресу: Москва, ул. Лесная, 59, стр. 1 (м. Новослободская, Менделеевская, Белорусская)

Задать вопросы и аккредитоваться можно по e-mail: teatr-doc@yandex.ru
или в телеграмм: Виктория - @vikakholodova 
Софья, пиар-менеджер фестиваля - @sonyagrishaevaa

Информационные партнеры фестиваля: