«Актуальный театр России: прошлое, настоящее и будущее».

29 ноября 2020 г.
«Актуальный театр России: прошлое, настоящее и будущее».
  • О событии

Это цикл из 8 публичных онлайн-встреч с драматургами, режиссерами, критиками и художниками, которые в разные годы сотрудничали с Театром.doc и ставили здесь спектакли.

Именно они вырабатывали особые приметы «документального и актуального театра», его художественные приемы, язык, и главное, воссоздавали конфликты и проблемы, существующие в обществе и, тем самым, делали из театра поле широкой общественной дискуссии.

На эти встречи мы пригласили людей, связанных так или иначе с Театром.doc, чтобы они рассказали, как и что приобреталось ими в профессии, как сейчас они используют найденные художественные приемы, что думают о прошлом, настоящем и о будущем документального и шире - актуального театра в России.

Участники: театральный критик Кристина Матвиенко, драматурги Александр Железцов, Нана Гринштейн, Полина Бородина, Екатерина Бондаренко, режиссеры Анастасия Патлай, Варвара Фаэр, Всеволод Лисовский, Георг Жено, художник Ксения Перетрухина.

***************
1 декабря в 19.00
Встреча с театральным критиком Кристиной Матвиенко и драматургом Екатериной Бондаренко «Разговор о документальном театре. Краткая история и настоящее».
(Теоретик спрашивает практика и наоборот).

Документальный театр появился у нас и у немцев в 1920-е: застрельщиками были ЛЕФ, Сергей Третьяков и Эрвин Пискатор. В 1960-е документом как материалом воспользовался Петер Вайс, создав едва ли не первую в истории театра tribunal play – «Дознание». Британка Джоан Литтлвуд, монтировавшая фото и речевые документы с развлекательной «рамкой» мюзикла, тоже обвиняла власть и общество в молчании о преступлениях против человечества. С 1970-х – 1980-х документ актуализируют британцы – это их реакция на Тэтчер и времена умолчания и лжи в общественно-политическом пространстве.
В конце 1990-х док в виде инструмента привезли в Россию, научив технологии verbatim молодых режиссеров, драматургов и актеров.
В 2000-е на verbatime как способе добывать документ стоял Театр.doc. В 2010-е способы делать док-театр сильно расширились – флагманом тут оказался немецко-швейцарский проект Rimini Protokoll и их изобретательность в области работы с реальностью.
В 2020-е все устыдились колониальности, неизбежной спутницы документалистов, приезжающих за материалом «на окраину» и использующим для этого «доноров». А сейчас что? Как и с какой целью сегодня используется документ? И почему он нам по-прежнему интересен? Попробуем ответить на вопрос, заданный когда-то в пьесе Пряжко «Жизнь удалась».

Посмотреть встречу можно по этой ССЫЛКЕ.

***************
4 декабря в 19.00
Встреча с драматургом Полиной Бородиной «Драматург в современном театре: история любви и абьюза».


Полина Бородина – автор пьесы «Болотное дело», которая несколько лет назад была поставлена в Театре.doc и получила большой общественный резонанс. На своей встрече Полина будет рассказывать не только об этой истории, но обо всех тупиках и сложностях, которые присутствуют в отношениях драматурга с театрами и режиссерами и многом другом, что сопровождает современную пьесу в ее пути до театра.

Посмотреть встречу можно по этой ССЫЛКЕ

***************
7 декабря в 19.00
Встреча с драматургом Александром Железцовым «История успеха / История провала».

Александр Железцов:
«У меня было два спектакля, связанных с документальным театром. Один – пожалуй, лучший из всех, что у меня были («Красной ниткой», режиссер - В. Панков), второй - худший (поэтому ни названия, ни режиссера ему не полагается, шутка).
Как ни удивительно, обе истории очень похожи - по материалу, да, пожалуй, и по приему. Поэтому их интересно сравнивать. Расскажу об этапах работы и попробую задним числом разобраться: что же произошло и как так получилось? По ходу дела неизбежно выболтаю все, что я знаю и понимаю про документальный и - шире - «актуальный» театр».

Посмотреть встречу можно по этой ССЫЛКЕ.

***************
10 декабря в 19.00
Встреча с режиссером Георгом Жено «Личный опыт участия в создании Театра.doc».


Как Театр.doc стал художественным явлением в России.
О становлении документального театра, как метод и способ разговора о самых актуальных проблемах.

Посмотреть встречу можно по этой ССЫЛКЕ.

***************
13 декабря в 19:00
Встреча с режиссером Анастасией Патлай и драматургом Наной Гринштейн «Работа с памятью в документальном театре».


Драматург Нана Гринштейн и режиссёр Анастасия Патлай расскажут о подходах и практике работы с документальным материалом на темы, связанные с событиями прошлого. Как вскрывается исторический фон при углубленной работе с источниками, как укрупняется частное, как обретает новое звучание общее и общеизвестное. Как работа над материалом из прошлого превращается в расследование и сад расходящихся тропок. Как исторический материал становится поводом для художественного осмысления в самых современных его формах.

Посмотреть встречу можно по этой ССЫЛКЕ.

***************
16 декабря в 19.00
Встреча с режиссером Всеволодом Лисовским «Люди как лишний элемент театра или Гуд бай, зритель».


Театр находится под гнетом трёх гигантских паразитов, высасывающих из него смысл и жизнь. Театральный текст (пьеса), театральное пространство (белая или черная коробка) и зритель. Современный театр начинается там, где нет слов, стен и людей. Но кто же становится объектом воздействия в новом прекрасном постгуманном мире?

Посмотреть встречу можно по этой ССЫЛКЕ

***************
20 декабря в 19.00
Встреча с режиссером и драматургом Варварой Фаэр «Метод дедукции в театральной документалистике».


Первые документальные спектакли в России основывались чаще всего на наблюдении. Авторы, актеры и режиссеры документальных спектаклей учились правильно ставить вопросы информационных донорам, учились безусловному способу игры на сцене.
Театр получил прививку правды и, кроме спектаклей, сделанных по методу вербатим, стали появляться свидетельские спектакли, иммерсивные и т.д.
Дедуктивный метод – это отбрасывание всех фантазийных форм применительно к воплощению документального материала на сцене. Он не предполагает вариантов, он – суть вычисления реальности. Он – способ художественного переосмысления документального текста, при применении которого сохраняется ощущение подлинности происходящего на сцене.

Посмотреть встречу можно по этой ССЫЛКЕ

***************
26 декабря в 19.00
Встреча с художником Ксенией Перетрухиной «Вещдок или документальная вещь в современном театре».


Художник Ксения Перетрухина о том, насколько применимо понятие документальности к предметному миру театра и как она функционирует.

Регистрация на встречу – ЗДЕСЬ.

***************
Начало встреч – в 19.00 по московскому времени.

Все встречи будут проходить онлайн, на платформе ZOOM.
Чтобы попасть на эти встречи, необходимо зарегистрироваться.
Вы получите письмо с приглашением на встречу. А в день самой встречи – необходимую ссылку для входа в ZOOM.

Можно также зарегистрироваться на все встречи сразу – ЗДЕСЬ.

Наши партнеры:

Онлайн-встречи «Актуальный театр России: прошлое, настоящее и будущее» - часть проекта «Театр без маски», который финансируется Международным фондом Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия, Гете-Институтом и другими партнерами: www.goethe.de/hilfsfonds.

Площадки и платформы проекта «Театр без маски»:

«Площадка 8/3» Театра.doc: Москва, ул. Казакова, 8, стр. 3 (м. Курская)
Пространство «DOC на острове»: Москва, Садовническая набережная, 69 (м. Павелецкая)
Сайт Театра.doc: www.teatrdoc.ru
Театр.doc в фейсбуке: https://www.facebook.com/teatrdoc
Театр.doc в инстаграм: https://www.instagram.com/teatr.doc

Справки по тел. +7 999 897 89 16, +7 916 653 09 89.