ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

  • О событии


ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ

Как рассказать сегодняшним детям то, о чем говорит, скажем, «Повесть временных лет»? Но рассказать-то надо. Именно эту задачу ставит перед собой проект «Студия историй» в серии просветительских спектаклей «История государства российского».

Человеческое сознание устроено так, что голую информацию воспринимает с трудом. А уж как трудно ребенку осваивать скучный и сухой учебный материал! На помощь приходит принцип: неважно ЧТО, важно КАК. «Княгиня Ольга», «Владимир Красно Солнышко», «Тайна Куликовской Битвы», «Иван Грозный», «Петр Первый» – это попытка поговорить о делах давно минувших дней не просто театральными средствами, но еще и методом сторителлинга, когда важнее установить контакт со зрителем, чем спрятаться за костюмы и отгородится декорациями.

И вот актеры осторожно вовлекают аудиторию в пространство далекого прошлого. Ведь даже сотня лет, отсчитанная вспять от сегодняшнего дня, вынуждает обращаться к реалиям, решительно непонятным современному ребенку, часто и вовсе ничего не означающим для него.

Взять хоть слово «пищаль». Что такое? «Ну, что она делает, пищаль-то?» – коварно бросает в публику актер, получая заведомо ожидаемый ответ: «пищит». А вот еще: «аглицкий бот». Юные зрители оживляются, услышав хорошо знакомое слово. Как можно быстрее актер поясняет: нет, не то, что вы думаете, бот – это корабль… («Петр Первый»).

Два актера своими голосами, пластикой, мимикой буквально из воздуха лепят вереницу меняющихся образов, постоянно перевоплощаясь и взаимодействуя с залом – из князя в хана, из хана в генуэзца, из генуэзца опять в князя, из князя в богатыря Пересвета…. Они разыгрывают историю единственно возможным в смысле доходчивости способом: максимально осовременивая подачу и вовлекая зал в перманентный интерактив. В некоторых эпизодах кое-кто из маленьких зрителей выходит на сцену и – спонтанно, без всякой подготовки – актерствует там наравне с основным составом.

Принципиально отказавшись от музыкального сопровождения, театр рискнул – и выиграл, благодаря блестящему использованию возможностей человеческого голоса, способного имитировать и курлыканье кулика и перекрикивания заблудившихся в тумане дружинников, и грозный рев бросающегося в бой ордынца. А вот часть зала по просьбе актеров «грозно воет» волками, часть «грает» воронами, часть топает ногами, изображая коней, а еще часть, приставив кулак ко рту, гудит в него – то «трубы трубят в Коломне» («Тайна Куликовской битвы»).

Чтобы показать, почему Иван свет Васильевич стал рьяным собирателем земель русских, на сцене является пакетик с M&M’S. И куча стульев в зрительном зале, которые играют роль больших и малых европейских государств, отделяющих Московию от Туманного Альбиона, где будто бы фасует по пакетикам заморскую сладость сама английская королева. Переходя от одного зрителя к другому и угощая каждого, везущий царский заказ гонец наглядно показывает, что такое граница – этому дай, тому дай… В итоге до царя доходит только пустая упаковка. Мысль ясна – чтобы сократить число таможенных пошлин, царю пришлось присоединять и завоевывать, завоевывать и присоединять… («Иван Грозный»).

Театральное чудо происходит прямо у нас на глазах. События восьмисотлетней давности становятся актуальным событием нашей сегодняшней жизни – прямо здесь и прямо сейчас. Это чудо делает древнюю историю понятной сегодняшнему ребенку и заставляет ощущать ее как будто нечто лично пережитое им.
Этой истории он уже никогда не забудет.

*********

«Владимир Красно Солнышко»


Возраст: 8+
Продолжительность: 45 минут
Режиссёр: Олег Куксовский
В ролях: Константин Кожевников, Инга Алейникова

*********

«Тайна Куликовскй битвы»


Возраст: 8+
Продолжительность: 50 минут
Режиссер: Егор Атаманцев
В ролях: Павел Шишлянников, Сергей Зябко

*********

«Петр Первый»


Возраст: 8+
Продолжительность: 50 минут
Режиссёр: Олег Куксовский
В ролях: Константин Кожевников, Евгений Пеккер


*********

«Иван Грозный»


Возраст: 8+
Продолжительность: 60 минут
Режиссёр: Егор Атаманцев
В ролях: Матвей Матвеев, Оксана Тарунтаева

*********

«Княгиня Ольга»


Возраст: 8+
Продолжительность: 45 минут
Режиссёр: Олег Куксовский
В ролях: Анастасия Привалова, Виктор Кузин

Зрители о сторителлинге:
"Словари с хрестоматиями хорошо, а сторителлинг лучше. Я б в сторителлеры пошел, если бы в школах была такая дисциплина. Даты и формулы – незыблемы. Но за каждой датой, за каждой формулой стоит живой человек, да не один. И у каждого свое состояние. Оно то и остается в Истории и памяти народной. Потому что человеку всегда интереснее человек".
Опубликовано здесь
 

icon

Справки и заказ билетов по телефону

+7 (916) 653-09-89

Отзывы

Другие события

Человек из Подольска

То ли слишком абсурдный, то ли слишком реалистичный сюжет: московское отделение полиции превращается в пристанище интеллектуалов, где вместо пыток используют такой вопросник, что можно не только растеряться, но и вообще остаться с чувством острой пустоты и никчёмности собственной жизни.

1 час 40 минут
18+
Купить билеты
Министерство хороших матерей

По пьесе Екатерины Гузёмы в постановке Ирины Смирной. Любите антиутопии? Можете себе представить, что программа «демография» выполнена и перевыполнена? Народу народилось столько, что не прокормить. А женщины уже вошли во вкус. Они рожают. Что же делать? Отучить рожать...

1 час 20 минут
18+
Купить билеты
Ленточка

Документальная история ностальгического путешествия в прошлое. Туда, где деревням дают имена самых светлых чувств, где автобусные остановки называют в честь планет, потому что они уж очень далеко. Там томился в неволе наш герой и всегда хотел ещё разок вернуться, выкурить сигаретку, но всё как-то не получалось.

18+
Купить билеты
М значит Магритт

Описывать спектакли театра черноеНЕБОбелое почти невозможно. Будут восклицания. Люди не могут так двигаться. Люди не могут такое придумать. Как они это делают? Что вообще происходит на сцене? Почему я засмеялся? Почему я заплакал? Во что они играют со мною? Что творят с пространством и временем? А свет! А музыка! Унесло, закружило, очнулся в кресле. Мир, раздробившись на осколки, пересобрался в новой версии. Из рационального. Точно можно сказать, что нам повезло - черноеНЕБОбелое сейчас в Москве, и играют на сцене Театра.doc.

55 минут
16+
Купить билеты