М означает Магритт

  • О событии
  • Фото
  • Видео

Описывать спектакли театра «черноеНЕБОбелое» почти невозможно. Будут восклицания. О спектакле «М означает Магритт» можно с уверенностью сказать, что вдохновлён он картинами бельгийского сюрреалиста. Всё остальное будет как рассказ о волшебстве и невозможном.

Люди не могут так двигаться. Люди не могут такое придумать. Как они это делают? Что вообще происходит на сцене? Почему я засмеялся? Почему я заплакал? Во что они играют со мною? Что творят с пространством и временем? А свет! А музыка! Унесло, закружило, очнулся в кресле. Мир, раздробившись на осколки, пересобрался в новой версии.

Из рационального. Точно можно сказать, что нам повезло - черноеНЕБОбелое сейчас в Москве, и играют на сцене Театра.doc.

О театре
черноеНЕБОбелое
создан в 1988 году Дмитрием Арюпиным и Марчеллой Солтан.  В течение этого времени были осуществлены шестнадцать постановок, многие из которых стали значительными событиями мировой театральной жизни. Начиная с 1997 года театр активно гастролирует, представляя российское искусство за рубежом - практически во всех европейских странах, а также в Америке и Азии.

черноеНЕБОбелое - единственный российский театр – обладатель двух главных наград крупнейшего в мире эдинбургского фестиваля - FringeFirst (инновации в театре и выдающийся новый спектакль) и TotalTheatre ( концепция дизайна и выдающаяся актерская техника). Спектакли театра трижды номинировались на Национальную театральную премию «Золотая Маска». Марчелла Солтан – единственная в Европе актриса получившая FurderPrize - « ее мастерство бросило вызов представлению жюри о степени артистического совершенства». Среди наград театра также PrixdelaCritique, ZlotaKareta, и многие другие.

Подробнее о театре:
Официальный сайт театра черноенебобелое (blsckskywhite)Предупреждаем, сайт достаточно старый, открывается на телефоне плохо, на декстопе - медленно. Последние 7 спектаклей театра там отсутствуют. 

Для тех, кто хочет подробностей и нюансов, предлагаем перевод текста о спектакле с английского, написанный после поездки с Магриттом на Burning Manи. 

М – значит Магритт
вместо синопсиса

Еще один пример того, как искусство меняет представление о том, что есть искусство; оно дробит и плавит ваши представления о том, для чего предназначено человеческое тело, для чего нужен танец, для чего нужно освещение, для чего нужна музыка, для чего нужно время. Оно оставляет вас собирать осколки и выстраивать для себя новое, более свободное понимание.  

Спектакль, конечно, полон отсылок, большинство из которых я изначально пропустил: от пространства, вдохновленного одержимостью Магритта клетками, до художественных приемов (неровности и искажения, смешанное освещение, использование тела, как фона в Двойственности и Будущем статуй), до напрямую заимствованных образов (женщина бьется как рыба, покрытая фигура из Влюбленных, маска, вездесущий цилиндр), до всеобъемлющих структурных принципов отделения образа от смысла.

Спектакль насыщенно синестетичен, или психоделичен, если угодно. Движение, звук и цвет синхронизированы настолько точно, что становятся единым ощущением. Будто кто-то смешал движение, звук и цвет в дьявольское варево, окунул в него кисть и написал все это с безупречной точностью.

Со временем здесь играют злые шутки. Нет ни сюжета, ни развития, почти нет иерархии главных и второстепенных моментов, нет последовательности. Подобно тому как абстрактная живопись часто отказывается от пространственной иерархии и взамен показывает объект в его целостности и с разных точек зрения, здесь время всего лишь еще одна координата не отличная от трех других, и действие воспринимается как четырехмерная абстрактная живопись человека. Время не течет линейно или с постоянной скоростью: оно искажается, ускоряется, замедляется, образует небольшие отрезки, и все для того, чтобы показать вам картину под разными углами.

Тело актера – не вполне тело. В нем мало человеческого, не считая общей формы, и даже она не всегда присутствует. В один момент тело выглядит и двигается, как человек, в следующий становится сосудом для безжизненного механического движения, затем оно превращается в устройство передачи образа, а после сливается с музыкой и цветом. И нет слов в языке, чтобы описать, что это такое. 

Очень быстро вы перестаете пытаться приписывать происходящему человеческую интерпретацию и наблюдаете феномен абстрактно. Искаженное лицо отражает то, что выглядит как страдание, но контекста нет, и потому вы наблюдаете страдание нейтрально и с любопытством так, будто смотрите на красный цвет. Подобный же абстрактный взгляд на насилие создают краткие мощные толкающие движения. На сексуальность – быстрые чувственные ласки, но без какого-то возбуждения, связанного с ними. Женщина в маске бьется как механическая рыба. Тень становится женщиной – движущейся скульптурой – инопланетянином и вновь скульптурой.

Все концепции, которые вы считали фундаментальными: время, движение, вИдение, эмоция, человеческое тело и душа – вы сможете увидеть глазами кого-то, кто никогда раньше с ними не сталкивался, не знает или не заботиться о том, как они связаны между собой. Когда вы понимаете, что происходит, вы осознаете, насколько редко выпадает шанс разобрать свое восприятие, и вы ненасытно пожираете его всеми своими чувствами. К концу вы оказывается пьяны и опустошены.

icon

Справки и заказ билетов по телефону

+7 (916) 653-09-89

Отзывы

Другие события

Жук и Травкин

И снова премьера. Они не повторяются. Про действительность, превосходящую ожидания. Вам предстоит увидеть и услышать гигантов российской демократии и либерализма Николая Травкина и Вадима Жука в совместном выступлении. Дуэт поочерёдно будет читать каждый своё и откровенно ответит на ваши записки.

1 час 30 минут
18+
Купить билеты
Екатерина II / Трактат О моей смерти

Молодой экспериментатор Стефан Шветский, ученик Василия Березина, продолжает свои смелые и яркие исследования XVIII века - и того, как рифмуется с его драйвом сегодняшняя жизнь. Следом за ''Страданиями юного Вертера", шедшими с завидным зрительским успехом на площадке Doc.Industrial, Стефан открывает по-новому ещё один знаковый памятник эпохи - авторские тексты Екатерины Великой. Точнее, открывает через них - нашу реальность и нас самих.

16+
Купить билеты
Кто любит Панкратова?

Не до любви Панкратову вообще. Что это? Зачем это? Жена, сын, работа, пиво. Нормальный мужик, с нормальным всем. И вдруг! Письмо. В письме — люблю. И как жить? И поселится тоска о любви, и станет Панкратов не спать и думать, думать и не спать. Как быть?

1 час 20 минут
18+
Купить билеты
Подлинные истории женщин, мужчин и богов

В пятой по счету режиссерской работе драматурга и директора Театра.doc Елены Греминой будет пять новелл, переосмысляющих греческие мифы.

1 час 20 минут
16+
Купить билеты